10:56 ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА: "С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ..." 26 июля - ДЕНЬ ПАРАШЮТИСТА. | |
(6+)
К. Ф. Кайтанов "Под куполом парашюта" Книга будет интересна начинающим парашютистам. В ней хорошо отражены переживания и настроения автора перед прыжками. У каждого советского человека старшего поколения - своя биография. Если он честно и добросовестно трудился для блага и процветания своей Родины, ему есть что рассказать молодежи, есть чем поделиться. Рассказывая о пережитом, он воссоздает романтику и трудности славного прошлого. А это поучительно и интересно, помогает смелее и увереннее смотреть в будущее. В тридцатые годы, благодаря активному творчеству советских людей, руководимых Коммунистической партией, был заложен тот экономический и морально-политический потенциал социалистического государства, который стал одним из важнейших факторов, обусловивших победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И в каждой области нашей человеческой и общественной деятельности были свои первопроходцы, свои герои. Автор этой книги Константин Федорович Кайтанов пришел в авиацию в конце двадцатых годов, когда советская авиация только начинала свой славный путь. Будучи летчиком-истребителем, он вместе с тем увлекся парашютизмом, а затем в течение длительного времени возглавлял эту службу в авиаэскадрилье, авиасоединении и ВВС фронта. Его книга - увлекательный экскурс в прошлое, рассказ о мужестве советских людей - парашютистов, летчиков, о многочисленных поисках, неудачах и находках. И тем она познавательна и интересна. История отечественного парашютизма была сложной, стремительной, а порой и драматичной. Автор, как парашютист, внесший большой вклад в его развитие, тепло, со знанием дела повествует о выдающихся организаторах парашютного дела и знаменитых парашютистах тридцатых годов Л. Г. Минове, Н. А. Евдокимове, Я. Д. Мошковском, об изобретателе отечественного парашюта Г. Е. Котельникове и других известных конструкторах. И книгу свою он адресует прежде всего молодежи. Поднимаясь сегодня в космические выси, пусть знает она и помнит о тех, кто делал первые шаги на этом славном пути.
В. Г. Романюк "Заметки парашютиста - испытателя". (Воениздат, 1973). Наша страна является родиной многочисленных открытий и изобретений. Одно из них - ранцевый авиационный парашют для спасения жизни летного состава при аварии самолета в воздухе. Его сконструировал в 1911 году Глеб Евгеньевич Котельников. Необходимость иметь надежное приспособление для спасения жизни летчика возникла в связи с тем, что полеты на первых самолетах, ненадежных и мало устойчивых в воздухе, очень часто кончались катастрофами, а это тормозило дальнейшее развитие авиации. Парашют Котельникова представлял собой небольшой надеваемый на спину металлический ранец, внутри которого находилась полка, лежащая на двух спиральных пружинах. На полку укладывались стропы, а на них - купол парашюта. Летчик, оставив самолет, дергал за шнур, открывал крышку ранца, и пружины выталкивали купол наружу. Парашют, названный изобретателем РК-1, отличался простотой и надежностью. Он раскрывался безотказно. Созданный их руками отечественный парашют почти всегда оказывался лучше иностранных образцов. С ним совершали беспримерные перелеты экипажи Героев Советского Союза Чкалова В. П., Громова М. М., Коккинаки В. К. и других, с ними выполнялись рекордные прыжки из стратосферы; во время войны он был надежным средством спасения советских летчиков. А сейчас, в наш космический век, парашют является надежным средством возвращения космонавтов на родную планету. Над постоянным совершенствованием отечественных парашютов неустанно трудятся советские конструкторы, испытатели, летчики. В своих кратких заметках я хочу рассказать о некоторых сторонах работы парашютиста-испытателя, о том, как проверяется в воздухе действие замечательного русского изобретения - ранцевого парашюта, спасшего за время своего существования много человеческих жизней, о достижениях советских спортсменов-парашютистов. Подготавливая "Заметки" к четвертому изданию, автор постарался учесть все полученные критические замечания.
Е. Н. Андреев "Небо вокруг меня". (М., Изд-во ДОСААФ СССР, 1983). Автор книги Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР Евгений Николаевич Андреев рассказывает о рабочих буднях испытателей парашютов. Вместе с автором читатель "совершит" немало разнообразных прыжков с парашютом, не раз окажется в сложных ситуациях. Москва... Ясное зимнее утро. Полна движением площадь имени 50-летия Октября. А рядом покой заснеженного Александровского сада, величественные Кремлевские стены. Каждый раз, бывая здесь, вновь и вновь дивишься этой красоте, остро ощущаешь, как по-особенному дорога тебе столица. С волнением вхожу в здание Президиума Верховного Совета СССР. Уже идет регистрация прибывших на торжественный акт вручения правительственных наград. Вижу немало известных людей - маршала Н. С. Скрипко, генерала армии М. М. Попова, адмирала Н. В. Исаченкова. К столу регистрации подхожу одновременно с могучим, добродушным великаном. • Андреев,- басит он, и я сразу же узнаю известного киноактера. • И я - Андреев,- говорю вслух неожиданно для себя. Обмениваемся дружеским рукопожатием. Присутствующих приглашают в Георгиевский зал для вручения наград. Прошло почти двадцать лет с того памятного события, а мне оно помнится, будто было вчера. Мысленно возвращаясь к нему, я вспоминаю своих наставников, товарищей по парашютному спорту и испытательной работе, перебираю один за другим эпизоды своей жизни.
Что такое прыжок с парашютом? Ощущение полета, свободы и неописуемого восторга. Сумасшедший выброс адреналина и возможность испытать себя. Каждый, кто хоть раз попробовал скайдайвинг, уже никогда не забудет эти непередаваемые ощущения. Считается, что идея изобретения такого летательного устройства, как парашют, принадлежит Леонардо да Винчи. В одной из его работ, датированной 1485 годом, имеется запись о том, что человек может без риска для жизни спуститься с высоты, если в его распоряжении имеется приспособление вроде палатки из накрахмаленного полотна, имеющего размеры 12х12 локтей, что примерно равняется диаметру современных парашютов (шесть-семь метров). Впрочем, если верить летописям, дошедшим до наших дней, и до эпохи Возрождения возможность спуска, так сказать, с небес на землю, будоражила умы людей, которые предпринимали отчаянные попытки прыжков с различных высотных сооружений, вооружаясь разнообразными предметами, отдаленно напоминающими зонтики. Нетрудно догадаться, что чаще всего такие эксперименты заканчивались трагически — тяжелыми травмами или гибелью смельчаков, не знакомых с законами физики. Наиболее правдоподобное описание аппарата (кстати, основанное на эскизах да Винчи), напоминающего настоящий парашют, в XVII веке составил хорватский ученый Фауст Вранчич, который сам же успешно испытал свое изобретение в 1617 году, спустившись с невысокой башни. Это интересно! В 1620 году детищем Вранчича воспользовался французский заключенный Лавен с целью сбежать из тюрьмы. Используя сшитый из простынь купол, хитрец выпрыгнул из окна крепости Мольянс и целый и невредимый сел на воды реки Изер. К несчастью для беглеца, бдительные охранники заметили попытку дерзкого побега и отправили Лавена обратно в камеру А вот Жану Думье повезло больше. В 1777 году на улицах Парижа появилось объявление, приглашающее всех желающих поглазеть на небывалое представление: приговоренному к смерти заключенному предстояло прыгнуть с башни с помощью «летающего плаща» профессора Фонтанжа. В случае успеха его ждало помилование. Поскольку терять Думье было нечего, он согласился на эксперимент, который, к слову, прошел успешно. Само слово «парашют» означает «против падения». Понятие ввел в обиход физик Луи-Себастьян Ленорман, который прыгнул с крыши обсерватории в конце 1783 года, используя лично им сконструированный аппарат. Первый настоящий прыжок состоялся 22 октября 1797 года, когда Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара над парком Монсо в Париже. А вот лавры создания ранцевого парашюта в том виде, в котором знаем его все мы, принадлежат нашему соотечественнику Глебу Котельникову. Инженер из Санкт-Петербурга понял, что для максимальной безопасности парашют должен быть легким и находиться на теле летчика. Так ему первому в мире пришла в голову мысль укладывать шелковое полотно в рюкзак. Изобретение успешно прошло все испытания, было запатентовано и успешно используется по сей день. История и традиции Ежегодно 26 июля в России отмечается День парашютиста. Праздник не имеет официального статуса, но своим его считают как профессионалы, так и любители этого экстремального развлечения. В этот день принято устраивать состязания по парашютному спорту и зрелищные групповые прыжки с последующим построением фигур в воздухе. Профессионалы демонстрируют свое мастерство и проводят мастер-классы для новичков . Дата была выбрана отнюдь не случайно. Именно 26 июля 1930 года под Воронежем группа летчиков под командованием Леонида Минова выполнила первую серию прыжков с борта самолета. С этого момента началось активное развитие парашютного спорта в нашей стране. Уже к концу 1931 года советские парашютисты совершили более пяти сотен прыжков, в том числе с приземлением в сложнейших условиях: в глубокий рыхлый снег, на воду, в темноте и так далее. 9 июля того же года к отважным мужчинам присоединилась и первая в СССР женщина-парашютист. Ею стала сотрудница Особого конструкторского бюро по созданию отечественных парашютов Любовь Кулешова. | |
|
Всего комментариев: 0 | |