Главная » 2020 » Ноябрь » 9 » ЧАС ДУХОВНОСТИ: "МИР, ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА".
14:09
ЧАС ДУХОВНОСТИ: "МИР, ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА".

Нестор – первый русский летописец.

9 ноября Православная Церковь чтит память преподобного Нестора Летописца. Он известен как составитель «Повести временных лет» — первой русской летописи, в которой повествуется, «откуда есть пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первый княжить, и откуда Русская Земля стала, есть». Нестор скончался около 1114 года, завещав продолжение своего труда.

                 

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг в монашество будущего летописца уже преемник Феодосия, игумен Стефан. При этом же игумене монах Нестор становится иеродиаконом. Согласно летописным данным, произошло это не раньше 1078 года. Чистотой своей жизни, молитвой и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев.

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Он глубоко ценил истинное знание. «Великая бывает польза от учения книжного. Книги — это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души», — писал он. В 80-х годах Нестор написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году. Старший из известных историкам списков «Чтения…» относится к XVI веку. Историю гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предваряет обширным историческим введением, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в «Чтении…» как носители христианских добродетелей — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. Немного позже преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему выкопать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия.

Особенно выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции, Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, а, напротив, женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь мальчика, мечтающего лишь о богоугодных делах и монашестве. Главным плодом деятельности преподобного Нестора было составление «Повести временных лет», окончание которой относят к 1112-1113 годам. Круг источников киевского летописца был необычайно широк для того времени. Нестор пользовался предшествующими русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников.

Он не только собрал массу разнородной информации, но и привел ее к общему знаменателю, осмыслив не в контексте временной исторической ситуации, а в контексте вечности. Нестор Летописец написал историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

                 

                                                «Повесть временных лет»

В «Повести временных лет» Нестор повествует о первом упоминании русского народа в церковных источниках в 866 году, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной княгини Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников Феодора и Иоанна, о «испытании вер» святым равноапостольным князем Владимиром и о Крещении Руси. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, через века ставшей Лаврой, о ее основателях и подвижниках. Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Погребен первый лаврский летописец в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года. Игумен Лаврентий в 1377 году написал древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора — «Лаврентьевскую летопись». Наследником преподобного Нестора стал и святитель Симон, епископ Владимирский, который написал «Киево-Печерский Патерик». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью печерских святых, он нередко ссылается на летопись преподобного Нестора.

 

                                     

                                    «Лаврентьевская летопись» 1377 год.

Источник: https://www.pravda.ru.

Просмотров: 236 | Добавил: библиотечка | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar