Главная » Файлы » ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Нёстлингер – австрийская Астрид Линдгрен.
13.10.2021, 11:13

Виртуальная выставка «Фантастический мир Австрийской детской писательницы»

                                      

                  

6+    

13 октября –85 лет Кристине Нёстлингер, знаменитой австрийской детской писательнице, художнице, поэту, автору комиксов и сказок. Она давно известна в нашей стране по сказочным повестям «Долой Огуречного короля!», «Лоллипоп» и по праву может считаться одним из наиболее интересных и оригинальных авторов мировой детской литературы. Журналисты называют ее «австрийской Астрид Линдгрен».    

Кристине Нёстлингер — без сомнения звезда первой величины в мире детской книги. Писательница умеет увлекательно рассказать любую историю и подобрать ключик к сердцу читателя любого возраста. Фантазия позволяет Нёстлингер сочинять истории, где жизнь и сказка перемешаны так, что не оторвешься, пока не дочитаешь до конца.    

Кристине Нёстлингер родилась в Вене 13 октября 1936 года. Нёстлингер вспоминает, что была «неорганизованным и буйным ребенком», выбрасывала книги для примерных девочек и придумывала свои собственные истории о Конраде, ребенке из консервной банки. Или о Хюго - ребенке, который никак не хотел становиться взрослым. Окончив среднюю школу с гуманитарным уклоном, поступила в Венскую Академию художеств. В своей автобиографии она пишет: «Родилась я в Вене 13 октября 1936 года. На окраине города, в рабочем квартале. В детстве на меня нагнали большого страху бомбами, фюрером и крысами в нашем подвале, а потом, как девочку достаточно сообразительную и толстую, отправили в среднюю школу с гуманитарным уклоном. Там я на всю жизнь заучила баллады Шиллера и узнала, через какие точки треугольника проходит прямая Эйлера. После выпускных экзаменов я решила посвятить себя живописи и, выполняя это похвальное намерение, поступила в Академию художеств. Через несколько лет я поняла, что художницы из меня не получится, и тогда с горя вышла замуж и родила ребенка. После этого я нанялась делать что придется в одну респектабельную газету… и попыталась писать детские книжки…».    

Тема «отцов и детей» особенно важна в книгах, написанных для подростков — «Ильзе Янда лет 14» (1974), «Расписание занятий» (1975), «О, чёрт! Дневник Юлии» (1986), «Хуго, ребенок в расцвете лет» (1984). Ведь в трудную пору взросления детям так нужны поддержка и понимание старших. А еще — чувство юмора, поскольку именно оно помогает вознестись над трудностями, не впасть в отчаянье и настойчиво искать выход из самой сложной ситуации. Притягательность книг Кристине Нёстлингер в том, что она учит читателей, как выжить в сложном постоянно меняющемся мире. Учит не сдаваться, не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, думать своей головой, отличать истину от фальши.    

Взяв на вооружение традиционную сказочную фантастику, Кристине Нёстлингер умело «перелицовывает» старинную одежку, наполняя её современным социальным содержанием. И вот уже Огурцарь приобретает черты вполне реального несказочного диктатора, а фантастические спортивные состязания призваны решить вполне реальные и весьма меркантильные проблемы жителей маленьких альпийских деревушек.    

«В моих книгах очень много фантастических сказочных элементов, потому что я люблю фантазировать, — объясняет писательница. — Кроме того, опираясь на эти элементы, я достигаю лучшего понимания детьми реальной жизни». Кристине Нёстлингер настолько умело сочетает безудержную фантастику с так называемой «актуальной проблематикой», что читатели невольно начинают верить в реальность невероятных событий. В то, что в обыкновенном подвале может разместиться целое королевство, а на чердаке ничем не примечательного венского дома обитает настоящий ангел-хранитель. Интересна фантастическая повесть «Джи-Дже и Джуниор» (1980) о пришельце с другой планеты. В 1980 г. она была отмечена премией «Детский и юношеский приз г. Вены».

 

                            

Пародия на антигуманные проявления технического прогресса и вера в неповторимость каждого человека составляют суть повести «Конрад, или Дитя из консервной банки» (1975). Искусственно созданный мальчик попадает в необычайные приключения прежде, чем он приспособится к действительности. Конрад – необычный мальчик. И даже не потому, что к г-же Бортолотти его принес почтальон в огромной консервной банке. А потому что он чересчур вежлив, послушен, страшно зануден, и у него совсем нет друзей. Поэтому г-жа Бортолотти и соседская девочка Китти обязаны превратить идеального ребенка в настоящего мальчика, хотя бы для того, чтобы Конрада не отдали другим родителям. Искусственно созданный ребёнок, живущий по заложенной в него генетической программе, - карикатура на условности и мнимые ценности взрослых. С помощью друзей Конрад становится нормальным человеком и обретает индивидуальность.

                               

  Постепенно меняется настроение и внутренняя мелодия книг Кристине Нёстлингер. Фантастический гротеск сменяется философской притчей. В удивительной сказочной повести «Вот пришел пес» («Пес спешит на помощь») (1987) герой решает начать жизнь сначала и отправляется странствовать по свету. Надел фетровую шляпу, обмотал вокруг шеи полосатый шарф, застегнул на животе зеленый рюкзак и отправился в путь. «Я уже столько прожил и так мало видел, – размышлял он. – Может быть, где-то меня ждут, может, я где-нибудь пригожусь?» А ведь Пес многое умел – выращивать кактусы и розы, прекрасно готовить, вязать, насвистывать песенки, кроме того, он имел дипломы спасателя и пожарного, разбирался в мореплавании и астрономии. И хотя цели его самые благородные: он хочет «помогать и быть полезным», реализовать их оказывается не так-то просто.    

Тема распада семьи, непонимания и отчужденности, возникающей между родителями, облекается в форму красивой и щемяще-грустной поэтической сказки «Замерзший принц». Подлинным шедевром можно считать удивительную книжку-картинку «Некто», созданную совместно с известным немецким художником Яношем. Это мудрая притча о человеке, стремящемся познать самого себя и не вписывающемся привычный жизненный уклад обычных людей. Есть те, кто живут на одном месте, а есть — вечные странники. Во многих из нас соединены черты и тех и других. Жизнь — это путь, цель которого — возвращение к самому себе. Это история о тоске по неизведанному и самообмане, об ответственности и бегстве, о самолюбовании и истинной любви. Вот идет Некто, он покинул обжитой дом, отказался от уюта и покоя, ради чего-то, что можно обрести лишь в пути, странствуя в одиночку.    

Сказочные повести «Долой огуречного короля!», «Лоллипоп», «Небывалая игра» говорят о необходимости нормальных семейных отношений, взаимного уважения, доверия и понимания, проблеме настоящего и мнимого авторитета родителей.

                           

Так, например, задолжал одноклассникам просто чудовищные деньги, когда на него вдруг обратила внимания первая красавица класса - весьма, как вскоре выяснилось, нехорошая девочка, которую нашему герою надо было не только развлекать, что он не очень-то умел, но ещё и без конца угощать дорогущим мороженым и задабривать недешёвыми сувенирами. Или вот собаки, всякие собаки - большие и маленькие, которых Лоллипоп ужасно боялся... Как быть с собаками-то, окружающими его со всех сторон! Или ещё проблемы с бабушкой, ни с того ни с сего поменявшей работу и переставшей, вследствие занятости, готовить Лоллипопу вкусные завтраки... Да ко всему и сестра забастовала, отказываясь варить курицу и мыть посуду: дескать, Лоллипоп сам сварит и вымоет - уже не маленький, а ей некогда, у неё и уроки, и свидание, и вообще... Все глаза проглядел парнишка в зелёные леденцы, покуда не понял, что проблемы - гляди на них не гляди - так и останутся с тобой до тех пор, пока ты решительно не начнёшь с ними бороться. Он победил самого себя, свою слабость, нерешительность, нелюбовь к выяснению отношений, робость перед миром, своё одиночество.

«Долой огуречного короля». История книги Кристины Нёстлингер «Долой огуречного короля» насчитывает вот уже более четверти века. В ней явственно звучит критика любого диктаторского режима, демагогических рассуждений, безответственных решений. Она была написана в 1972 году. В 1976-м её перевели на русский язык. В повести рассказывается о невероятных событиях, перевернувших жизнь обычной семьи. Пусть папа никак не может получить повышения по службе, но семья живёт в собственном доме, имеет автомобиль и всё необходимое прочее. Пусть дедушка недавно перенёс инсульт, но он ещё вполне бодр, хотя и прихрамывает, ежедневно читает свою газету, может позволить себе сигару и кружку пива в компании соседских стариков. Пусть мама... Впрочем, с мамой всё в порядке - почти как с младшим братишкой Ником. Пусть сестра Мартина разочаровалась в своём первом поклоннике, зато за углом уже маячит с портфелем другой, ничуть не худший, а сама она - превосходный математик и может не только подтянуть запустившего арифметику Вольфганга, но даже, несмотря на юный возраст, зарабатывать репетиторством. Больше всего проблем, конечно, у Вольфганга, поскольку ему предстоит не только решить непростые школьные проблемы, но и спасти вдруг начавшую распадаться семью. Нет-нет, никто никуда из дома уходить не задумал, напротив, в семье появился новый член. Из глубокого сырого подвала. Злющий, гадкий, мерзкий, деспотичный и коварный Огурцарь. Этот правитель, свергнутый восставшим подземным народом, был вынужден просить политического убежища у наземных его жителей. Два диктатора — Огурцарь и отец семейства — быстро нашли общий язык.

                                             

И вот этот-то вот овощ и затеял тихой сапой в доме такой сыр-бор, что перессорил всех со всеми, одним наобещав с три короба вранья, других запугав, а третьих подтолкнув на самый настоящий бунт. Как хорошо, что среди нас есть вот такие третьи, способные бунтовать! Вольфганг, вполне средний мальчик, запутавшийся и даже, пожалуй, завравшийся, можно сказать, рохля, решился на противостояние и Огурцарю, и попавшим под безраздельное его влияние отцу и младшему брату, и ничего не понимающей, но жалеющей всех и вся маме, и деду, сочувствующему втайне старшему внуку, но до поры выжидающему, как оно всё повернётся. Но если уж ты решился на противостояние, вскорости тебе неизбежно придётся возглавить сопротивление, что и происходит с Вольфгангом. Неожиданно на помощь ему приходит сестра Мартина, с которой до того у них особого взаимопонимания не было. Ну а если ты уже не один, то непременно победишь. И Вольфганг победил! Победил и собственную лень, нерешительность, страх, и сопротивление одураченных Огурцарем (конечно же, пародирующем и Гитлера, не понаслышке знакомого Кристине Нёстлингер, родившейся в Австрии в 1936 году, и всяческих прочих диктаторов) отца и брата, и даже недолюбливающего его (вполне, кстати, за дело) учителя математики. В 1973 эта повесть принесла Нёстлингер премию «За лучшую книгу для юношества» (ФРГ). Книга была экранизирована в ФРГ в 1974 г. и в СССР в 1990 г.

                                                  

«Ильза Янда, лет – четырнадцать» (1974). Каждый год тысячи молодых людей Австрии, ФРГ и других стран Запада убегают из дома. Некоторых из них полиция возвращает родителям, но многие так и остаются «потерянными детьми». Родители недоумевают: «Разве эти дети не получали дома все, что хотели?» К. Нестлингер в своей книге дает ответ на этот вопрос. Ее юные герои сохраняют свою независимость, не принимают атмосферы холодности и равнодушия, которая царит вокруг.

                                       

 «Обменный ребёнок» (1982). Эвальд Миттермайер – хороший сын, брат и ученик. Но, по мнению родителей, у него две большие проблемы – тройка по английскому языку за год и отсутствие друзей. Решив «убить двух зайцев одним выстрелом» они приглашают пожить по обмену на полтора месяца мальчика из Англии, даже не спросив на это согласия сына. Но вместо паиньки Тома приезжает совсем другой мальчик.

                                   

 Актуальностью темы и пародийным звучанием привлекает повесть «История одной семейки» («Ольфи Обермайер и Эдип»). Комические события происходят в жизни Вольфганга, окружённого заботой эмансипированной женской «команды»: мамы, бабушки, сестёр, тёток. Ему четырнадцать, и он единственный мужчина в своей огромной семье, состоящей из одних женщин. Однажды ему на глаза попадается странная заметка, в которой говорится, что дети, воспитывающиеся исключительно мужчинами, демонстрируют существенно более высокий интеллектуальный потенциал, чем дети, воспитывающиеся женщинами. Вольфганг полон решимости все изменить и отправляется на поиски своего родного отца, которого никогда не знал. В конце концов, подросток, считающий, что у него Эдипов комплекс, приходит к пониманию истинной роли мужчины в семье. Одна из самых удачных книг Нёстлингер – «Хуго – ребёнок в расцвете лет». Написанная живо и остроумно, она утверждает право подростков на самостоятельную жизнь.

http://vokrugknig.blogspot.com/2016/10/blog-post_13.html

Категория: ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА | Добавил: библиотечка
Просмотров: 116 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar